Цветообозначения
в поэтическом тексте являются средствами создания особой выразительности,
подобия живописных картин. Они несут в себе символистическую насыщенность,
формирующую метафорическую экстралингвистическую информацию. В статье
рассматриваются цветовые элементы в поэтическом мире Б. Кенжеева. Материалом
для работы стали стихотворения из его книги «Послания».
Многослойный
поэтический мир Б. Кенжеев состоит из целого комплекса структурно-организующих
компонентов. К ним относятся преобладание сверхдлинных стихотворных размеров и
неоднородность синтаксической структуры и особая графика. Оригинальная форма
служит для изображения таких традиционных для поэзии тем, как самопознание,
назначение поэта и поэзии, отношение к творцу, любви и др. В статье же были исследованы цветовые элементы для выявления их роли, значимости и
интерпретации в поэзии поэта.
Обработка поэтических текстов способствовала созданию частотного словаря цветовых образов и функционального тезауруса наиболее употребляемых цветовых элементов. Исследование трех доминантных цветов – черного, золотого и синего – позволило понять закономерности употребления каждого из них в отдельности, а также выявить общую систему структурно-семантических отношений. Среди структурных показателей можно говорить об участии этих цветов в создании колористических эпитетов, олицетворений и стремлении их к рифменной выделенности. Нанизывание однородных цветовых словообразов является одним из излюбленных стилистических приемов современного поэта в создании красочного мира. Также объединяющим фактором является и наличие в черном, желтом и синем цветах активной ассоциативной функциональности, отсылающей к культурному фону.
Работа показала, что цвета играют важную роль в поэтическом мире Б. Кенжеева и принимают активное участие в формировании его индивидуального стиля. Результаты статьи будут использованы для создания колористической модели современной поэзии.
https://drive.google.com/file/d/1OTHMgoVxlGDpFqiKAkAMtyBwIu8MjTSZ/view?usp=drive_link